Форум » Новости события СВИ РВ » Информационные технологии и образование » Ответить

Информационные технологии и образование

RXAlex: Прошу в данный раздел вносить информацию о применении информационных технологий в обучении.

Ответов - 2

RXAlex: ОБУЧАЮЩИЙ ДИАГНОСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Маткова Майя Валентиновна Серпуховской военный институт ракетных войск (СВИ РВ) На базе ИТ был разработан обучающий диагностирующий комплекс для обучения иноязычному профессиональному общению. Комплекс ориентирован на формирование необходимых языковых умений и речевых навыков и мониторинг степени достижения обучаемыми уровня обученности. Система упражнений, входящая в содержательное наполнение комплекса, является одним из важных вопросов при его разработке. Дидактические возможности информационных технологий (ИТ), которые заключаются в организации познавательной деятельности путем моделирования; имитации типичных ситуаций профессионального взаимодействия с помощью средств мультимедиа; применении полученных знаний в новых ситуациях; эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков; автоматизированном контроле результатов обучения; способности осуществления обратной связи и поиска учебной информации; развитии творческого мышления; возможности объединения в учебных программах визуальной и звуковой форм, позволяют повысить степень интенсификации обучения иноязычному профессиональному общению за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности. (1, 2). В целях обучения иноязычному профессиональному общению был разработан обучающий диагностирующий комплекс (ОДК) на базе ИТ. ОДК содержит перечень коммуникативных ситуаций, словарь-минимум, систему упражнений и тестовые задания. Комплекс ориентирован на формирование необходимых языковых умений и речевых навыков. Его целью также является мониторинг степени достижения обучаемыми уровня обученности, заданного учебной программой, в интересах получения объективной оценки качества усвоения учебного материала и управления учебной деятельностью обучаемых. При разработке ОДК учитывался тот факт, что комплекс с использованием средств ИТ должен удовлетворять требования, предъявляемые к обычной дидактической системе. С целью разработки содержательного наполнения ОДК, в частности системы упражнений, построена концептуальная модель профессиональной деятельности военных специалистов, для чего были уточнены их обязанности и выявлены наиболее типичные ситуации их взаимодействия с членами иностранных инспекционных групп. Учитывая вид выполняемой деятельности, приоритет отдается следующим умениям иноязычного профессионального общения: описание назначения и принципа действия специальных приборов; участие в диалоге (полилоге) профессионального характера; понимание на слух ответных реплик профессионального характера; выражение различных коммуникативных намерений (представление, установление и поддержание контакта, запрос и сообщение информации, завершение беседы). Последовательно организованная система упражнений, соотносимых с профессиональной деятельностью, состоит из двух основных подсистем: первая — это упражнения, формирующие средства и способы осуществления речевой деятельности, т.е. тренировочные упражнения, подготавливающие к общению в форме монолога или диалога; вторая — речевые (коммуникативные) упражнения, обеспечивающие успешное формирование практических умений в конкретном виде коммуникации. В первую группу включены, например, имитационные упражнения, соотнесенные с идентификацией смысла и точным выполнением указаний. Дескриптивные упражнения второй группы позволяют научить описывать наблюдаемые явления и происходящие процессы. Выделенные типы упражнений возможно выполнять и традиционными способами, но применение ИТ позволяют сделать это интенсивнее, т.к. используемые средства могут: моделировать объекты и процессы; улучшить наглядность (за счет сочетания зрительной наглядности со слуховой, применения видео и технологии мультимедиа); представить оперативную обратную связь; индивидуализировать и дифференцировать обучение. Выполнение системы упражнений, в этом случае, дает возможность увеличить активное время каждого обучаемого, выполнить различные виды упражнений с учетом уровня подготовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей, проконтролировать успехи каждого, освободить преподавателя от рутинной работы. Литература: 1. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. : М., Изд-во ИОСО РАО, 1998, 225с. 2. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. : М., 1998, 178с.

RXAlex: ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ TEST BUILDER ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Маткова Майя Валентиновна, Шабашев Олег Викторович Серпуховской Военный Институт ракетных войск (СВИ РВ) В статье рассматривается возможность применения программы Test Builder для составления тестов, используемых на занятиях по иностранному языку. Целесообразность применения компьютерных тестовых программ в обучении является совершенно очевидной. Методистами определены преимущества и недостатки тестов, их классификация и принципы построения. Чаще всего задания в тестах бывают следующих видов: 1) дать ответ да/нет или выбор одного варианта из нескольких предложенных (закрытая форма), 2) вписать ответ в отведенном месте (открытая форма), 3) найти соответствие элементов одного множества элементам другого (задания на соответствие) и 4) установить правильную последовательность действий, операций, терминов (задания на установление правильной последовательности). При составлении тестов по иностранному языку нами была использована бесплатная демо-версия программы Test Builder v.3.02, которая является очередным поколением тестовой программы SuperTest, бесплатную версию которой v.2.42 мы ранее использовали. Программный комплекс TestBuilder предназначен для автоматизированного создания тестов и проведения тестирования обучаемых. По сути, это уже готовое комплексное решение для проведения тестирования в вузах, колледжах, школах. Программа включает в себя: 1. TestMaker — модуль для непосредственного создания файл-теста. 2. TestInfo — модуль предназначен для проведения тестирования обучаемых на основе созданного файл-теста. Данная программа позволяет разрабатывать тестовые задания только одного вида: (закрытые задания) с одним верным ответом. С одной стороны, это можно считать недостатком, но с другой, позволяет не только проконтролировать степень сформированности тех или языковых навыков. но и использовать как средство тренировки, в частности лексике и грамматике, так как дает возможность подобрать, сгруппировать разнообразный материал и использовать языковые единицы неоднократно. К достоинствам данной программы можно отнести малый объем, что дает возможность установить ее с дискеты, интуитивно понятный интерфейс и простоту составления тестовых заданий. Следует отметить, что программа позволяет ввести ограничение на допустимое время тестирования. Варианты ответов могут быть трех типов: один вариант ответа; несколько вариантов ответов; ввод ответа с клавиатуры; оценку можно выставлять как в целом виде (2,3,4,5), так и в дробном с точностью до сотых; Тестирование может быть как открытого варианта (пользователю показываются результаты его тестирования) так и закрытого (без показа результатов). В процессе работы с готовым тестом обучаемый может пропустить несколько вопросов; ответить позже на несколько вопросов. Преподаватель, разработавший тест, может разрешить/запретить повторное прохождение теста установить пароль для защиты теста от его несанкционированного изменения. К сожалению, при выполнении тестовых заданий присутствует элемент случайности, в котором вероятность правильного ответа зависит от количества предложенных вариантов. Можно рекомендовать использовать подобные тестовые программы для проведения текущего контроля на практических занятиях, однако ни одна из тестовых программ не может гарантировать 100% достоверности полученных результатов, а, следовательно, по нашему мнению, не может использоваться при проведении зачетов и экзаменов в качестве основного инструмента для проверки уровня усвоения обучаемыми пройденного материала.



полная версия страницы